Сайт Мамонова Сергея



Рассказ о том, как мы в Тагиле трамвайные подстанции пустили

Приветствую, друзья, на моем блоге! В этой публикации хотелось бы рассказать об огромной работе, проделанной нашей организацией в Нижнем Тагиле. Эта работа была сложна и технически, и организационно. Но обо всем я расскажу по порядку...

На стадии осмысления, заниматься нам этой работой или нет, было все просто: девять одинаковых подстанций по десять ячеек, одна мобильная подстанция и система вентиляции. Трамваи работают на постоянном токе, поэтому предусмотрены выпрямители швейцарской фирмы Secheron, собранные в Праге. Из Праги же должен приезжать человек, и налаживать свое оборудование. Нам во всем этом виделась простая реализация, в какой-то степени даже нудная. Но как мы тогда ошибались, мы даже не представляли!

Высоковольтное оборудование собиралось в Екатеринбурге на сборочном производстве генподрядчика. Нами было принято решение проверять его непосредственно в сборочном цехе, так как это намного удобнее, чем уже смонтированное на подстанции. Поэтому начало работы было положено с проверки собранного оборудования для тяговой подстанции (ТПС) 3. Мы с директором жили в Екатеринбурге около четырех дней, проводя испытания и выверяя схемы.

В сборочном цехе генподрядчика

Первый мой выезд в Нижний Тагил был, практически, условный: необходимо было произвести замеры контуров заземления на всех подстанциях, чтобы понять, нужно ли их переделывать или нет. Это был конец октября 2013 года. Эта работа носила больше ознакомительный характер, так как за день мы посетили все девять подстанций, узнав таким образом, где они расположены в Нижнем Тагиле. Отличная экскурсия по городу теплым октябрьским днем.

К концу ноября 2013 было подготовлено оборудование для ТПС-22. Мы выехали в Екатерибург для его проверки, с последующим выездом в Нижний Тагил для наладки мобильной подстанции. В Тагиле сняли квартиру у вокзала. Хозяин квартиры оказался какой-то чудной: заставил нас принимать почти все, что было в квартире по акту, а при выезде домой - так же по акту сдавать. Просил закрывать водяные и газовые краны и всячески тресся за свою квартиру.

Наладка мобильной тяговой подстанции

Наладку мобильной подстанции проводили почти в темноте и в холоде. Кое-как энергетика попросили обеспечить временное питание, с просаженным напряжением 200 В вместо 220. При таком напряжении калориферы почти не грели и приходилось ходить в диспетчерскую, чтобы немного придти в себя.

На мобильной подстанции познакомились с ее производителями - белорусами и шеф-наладчиком выпрямителей - чехом. Оказались приятными людьми. Чех, Франтишек, рассказывал о своем оборудовании просто все! Очень грамотно и доходчиво объяснял что и для чего, какие защиты используются, как устроена система в целом... Ну и про жизнь забугорную мы его тоже нет-нет, да и спрашивали... Он с удовольствием нам все пояснял.

Так получилось, что при первом выезде из квартиры не досчитались одной наволочки. Пришлось долго объяснять, что ее никто не брал... Скорее всего ошиблись при подсчете. Но хозяин не унимался, и пришлось пообещать ему, что наволочку привезу. Но жить в этой квартире уже не хотелось, поэтому следующий приезд планировал искать новую квартиру.

Включив в работу мобильную подстанцию, мы поехали в Екатеринбург на проверку оборудования для ТПС-5. Там нас ждал жестокий сюрприз: проектировщики решили переделать схемы, таким образом только что проверенная ТПС-5 и проверенные в прошлом ТПС-3 и ТПС-22 оказались пустой тратой времени. А монтажники начали переделывать шкафы: ТПС-5 еще в сборочном цехи и в тепле, а вот ТПС-22 и ТПС-3 уже на месте, в темноте и почти в 30-ти градусный мороз в помещении еле-еле отапливаемом газовой пушкой.

Ближе к концу декабря поехали в Нижний Тагил снова. Но в эту поездку мы съездили вхолостую. Хотя нет. В эту поездку мы поменяли квартиру с лучшими условиями: первый этаж, центр города, есть столы и стулья. И главное, на 5000 рублей дешевле. Хозяин квартиры даже специально для нас пообещал купить микроволновку, стиральную машину и смеситель. А еще перед нашим заездом, он пригласил клиринговую компанию, чтобы отчистить квартиру от прошлых жителей, ибо, увидев мое глубочайшее удивление по поводу царившего беспорядка, понял, что так сдавать квартиру неприлично.

Наладка ТПС-22

Сразу после новогодних праздников, 8 января, мы выдвинулись на наладку ТПС-3 и ТПС-22 двумя бригадами. Перед нами стояла очень сложная задача: привести в порядок подстанции после двойного перемонтажа. Почти неделю мы сидели в шкафах и вытаскивали лишние провода. Суть в том, что недостающие провода найти очень легко, а вот лишние - нужно постараться. К тому же пришлось переделывать схему шкафов, чтобы она работала, как нужно. Ну и без переделывания логики в терминалах защит тоже не обошлось. Подстанция была включена с опозданием в 2-3 дня. Наприехало всяких комиссий и зевак... Всем надо было что-то рассказывать. Но косяки остались, и мы их героически исправляли почти ночью с фонарями и под напряжением.

В феврале запустили ТПС-1, привели в порядок ТПС-3 и ТПС-5. Я отладил логику для терминалов защит, и вроде бы все пошло своим чередом: проверка подстанций в Екатеринбурге, запуск в Тагиле, устранение замечаний и домой. Но не тут-то было. Начались проблемы с вентиляцией. Пободались-пободались и пришли к какому-то приемлемому техническому решению.

Наладка ТПС-1

Наладка ТПС-5

Наладка ТПС-3

Наладка ТПС-4а

Единственное неудобство оставалось - проверка оборудования в Екатеринбурге. Не проверять его там мы не могли из-за нескончаемых ошибок монтажа. Но так как их собирали быстрее, чем реконструировали подстанции, то в июле снялась уже и эта обязанность. После этого командировки стали заметно короче - не более 1,5 - 2 недель, а промежуток между ними увеличился от 2-х недель до 2-х месяцев.

Согласно графиков, окончить все работы должны были в сентябре. Но из-за технических и организационных трудностей все улетело на четыре месяца позже. Запуск последней подстанции ТПС-25 проходил в два этапа. Горели сроки, и политически нужно было включить ее в 2014 году. Пришлось ехать перед самым Новым годом. До 30-го числа мы подготовили все, но возникли проблемы с подачей напряжения. Мы уехали, а 30-го генподрядчик самостоятельно подавал напряжение. Я был на телефоне, да еще и за рулем. Но все прошло хорошо, а это означало, что у нас будут нормальные новогодние выходные.

В последний приезд в Нижний Тагил мы уже комфортно работали, хотя и достаточно плотно. Подобрали все недоделки, подписали все акты. Хочу сказать, что получил колоссальный опыт в работе. То, чем я занимался - не является моей специализацией, я немного на другое учился. Но было действительно интересно, особенно, когда на ТПС-18 начали взрываться разряднки... Нужно было понять, почему это происходит.

Наладка ТПС-18

Наладка ТПС-7

Наладка ТПС-24

Ну, и люди... Приятные простые люди, те, кто с нами работал бок о бок - электромонтажники ОАО "Сервис Автоматика". Не каждая монтажная организация сейчас может похвастать такими специалистами, чтобы и красиво, и наладчикам легко. А иностранцы... Ни чех Франтишек, ни швейцарец Дурмус не брезговали ездить в кузове нашей двухместной Реношки. Не жалели знаний, рассказывали много профессионального и жизненного. И конечно же, обслуживающие теперь уже новое оборудование персонал МУП "Тагильский трамвай". Кто-то подходил ответственно, кто-то менее, но вцелом опыт переняли. Жаль, что с наладчиками трамвайных подстанций мы так и не познакомились за 14 месяцев. Но это уже их проблема...

Как бы то ни было, а в Нижнем Тагиле теперь работают вот такие вот отремонтированные тяговые трамвайные подстанции:

Отремонтированные подстанции в Нижнем Тагиле

Комментарии: